Ражкинский могильник

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ражкинский могильник — археологический памятник древней мордвы II—IV вв. н. э., расположенный на северной окраине деревни Ражки Нижнеломовского района Пензенской области. Памятник был открыт во время хозяйственных работ и частично исследован в 1956—1957 годах. Раскопками занималась совместная экспедиция Пензенского областного краеведческого музея и Пензенского Государственного Педагогического Института им. Белинского. При первых раскопках удалось обнаружить 14 погребений (6 мужских, 4 женских, 4 детских). Захоронения совершались по обряду ингумации. Умерших располагали в простых могильных ямах подпрямоугольной формы без каких-либо внутримогильных конструкций. Они находились в вытянутом (на спине) положении и ориентированы головой на север или восток. Вещевой инвентарь Ражкинского могильника представлен: височными привесками с биконическим грузиком, кольцевыми застежками, гривнами, браслетами, нагрудными бляхами, втульчатыми топорами, наконечниками стрел и копий. Встречается лепная глиняная посуда бурого цвета баночных и горшковидных форм[1].

Сделанные открытия помогли отнести данный тип погребения в один ряд с Селиксенскими, Тезиковским, Армиевским типами могильников к начальному периоду формирования мокши[2][3]. В погребениях отмечены традиции класть в могилу с умершим испорченные вещи (например, надломанный браслет и сломанные шейные гривны), а также совместные захоронения женщины и ребёнка, что является заимствованием и влиянием сарматов[4][5]. По наблюдениям В.Ю. Малышева в первой половине – середине II в. н. э.  в сарматских древностях появляются  пряжки с овальной рамкой и длинной прямоугольной обоймой, аналогичные зафиксированной  в погребении Ражкинского  могильника[6].

По мнению В. И. Вихляева, население Ражкинского могильника входило в группу Цнинско-мокшанских племен, которая занимала территорию бассейнов Мокши и Цны. Он также свидетельствуют, что цнинско-мокшанские племена в Верхнем Примокшанье вступают в тесный контакт с верхнесурскими племенами и заимствуют у последних ряд украшений[7]. Кроме Ражкинского могильника к этой группе им также отнесены погребения Кошибеевского и Польно-Ялтуновского могильников[8]. Как и в Андреевском кургане, здесь встречаются зафиксированы спиральные височные кольца[9].

В Ражкинском могильнике в 1956 г. было также вскрыто 7 погребений, при анализе материалов которых определено некоторое сходство с материалами Старшего Селиксенского могильника. К перечню найденных предметов относятся: треугольная подвеска с выпуклинами и крючком, массивный фигурный браслет, пластинчатая бляха с узором в виде звезды, бронзовые несомкнутые бусы, прототипами которых являются бусы из ананьинских могильников. По ритуалу ражкинские погребения совпадают с захоронениями Старшего Селиксенского могильника, а по керамике — с посудой Младшего Селиксенского могильника. Присутствие в Ражках височной подвески с грузиком и спиралью объединяет этот могильник с Селиксенским, отделяя его от Кошибеевского и Сергачского могильников[10].

Также важно отметить и о наличии обряда обезвреживания, который появился в погребениях. Возможно, в это же время он существовал и в Посурье. Такие погребения были найдены только в Селиксенком могильнике, временные рамки которого достаточно широки – III-VII вв[11]. Обнаруженные в могильнике височные подвески с грузиком – исконно этническая особенность захоронения мокшан. На начало I тыс. н. э. такие подвески были только среди могильников Пензенской области (Селиксенском, Пензенским, Шемышейском)[12]. К середине I тыс. н. э. такие подвески получают более широкое распространение и встречаются уже и на берегах Оки (Шатрищенский могильник) и в Чувашии (Иваньковский и Таутовский могильники)[13].

Примечания[править | править код]

  1. В. И. Первушкин. Ражкинский могильник / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
  2. Вихляев В. И. Могильники селиксенского типа (Хронология и этнос) // Материалы Межвуз. конф. молодых ученых Волго-Вятского региона. Секция обществ. наук. Ч.2. Саранск, 1972. С. 53-54.
  3. Полесских М. Р. Новые памятники древней мордвы // Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1974.
  4. Смирнов К. Ф. Новые данные по сарматской культуре Северного Кавказа. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1950. Вып. XXXII. с.125.
  5. Синицын И. В. Памятники Нижнего Поволжья скифо-сарматского времени. Археологический сборник, т. I, Саратов, 1956.
  6. Малышев В.Ю. Периодизация ременных гарнитур позднесарматского времени // Сарматы и их соседи на Дону. Ростов-на-Дону, 2000
  7. Вихляев В. И. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск, 2000
  8. Вихляев В. И. Расселение мордовских племен в I тысячелетии н. э. // Вопросы географии Мордовской АССР/ Московский филиал географического общества СССР. Мордовский отдел. М., 1974. С. 26-28. Вихляев В. И. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск, 2000.
  9. Ставицкий В. В. Западный компонент в материалах Андреевского кургана // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 27. № 3. С. 126—141.
  10. М. Р. Полесских / Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 2. Том. 1 / Сб. материалов. — Пенза, 2008. — 252 с.
  11. Осиповa Т. B. Погребения с разрушенными костяками в средневековых могильниках Окско-Сурского междуречья. Автореферат. Ижевск, 2006, 26с.
  12. Вихляев В.И. Древняя мордва Посурья и Примокшанья. Саранск, 1977.
  13. Трубникова Н. В. О работах 2-го отряда Чувашской археологической экспедиции 1956 года // Учен. зап. ЧНИИ. 1958. №16. С. 227-262

Литература[править | править код]

  • Полесских М. Р. Отчеты об археологических исследованиях в Пензенской области в 1956, 1957 гг.: Рукопись (науч. архив. ПГОКМ); Вихляев В. И. Древняя мордва Посурья и Примокшанья. Саранск, 1977
  • Полесских М. Р. Ражкинский могильник // Археология восточно-европейской степи. — Саратов, 1991. — Вып. 2